Сантерия — отличие от западно-африканской традиции Ифа (Ориша) (часть 1)

На Кубе в конце 1980-х и начале 1990-х годов ситуация традиционной системы ценностей резко и кардинально изменилась, на характер иностранцев, которые приезжали получать кубинские посвящения,  никто не обращал внимание, так как деньги стали более важны, чем  сама традиция. (Источник  Kevin M. Delgado, “Spiritual Capital: Foreign Patronage and the Trafficking of Santera,” in Cuba in the Special Period, Culture and Ideology in the 1990s, edited by Ana Hernandez Reguant (New York: Palgrave MacMillan, 2009) 60.  Кубинские Бабалао, Бабалориша и Ийлориша не отказывали иностранцам в посвящении, так как последние давали много денег. (Источник,   Kimbo describes this cycle as a chain through which family and friends of an initiated foreigner will seek  out the Cuban  padrinos for advice or initiation, creating a personal and economic relationship with  Cuba and Cubans. In Dolores Pereira, Interviewed by the author, Matanzas, December 2007). Изменение и отхождение от африканских практик на Кубе продиктовано, прежде всего, из-за власти и денег. Источник  Fernandez Robaina uses the word “fundamentalism” to explain moves to Africanize or  Yorubize Ocha- Ifa. “.La santeria: africana, cubana, afrocubana?: Elementos para el debate,” 10-11.) Многие из практиков в двадцатом столетии заинтересовались изначальной Ифа–Ориша в Западной Африке, чтобы заполнить промежутки в кубинском знании и очистить  практику  от католицизма и испанского колониального влияния.  (Источник Betancourt Estrada, Interviewed by the author, Havana, November 2007).
В начале 1990-х годов на Кубе появились две общины:  Ifa Iranlowo и Ile Tuntun.  Обе организации разделяют цель открытия вновь и поддержания более ортодоксальных африканских практик, а не кубинского направления Сантерии. Виктор Бетанкоурт  (Víctor Betancourt Estrada), глава Ifa Iranlowo описывает как “восстановление кубинской системы веры, спасение древних традиций и культурных корней, искаженных синкретизмом” (Источник Victor Betancourt, El Babalawo: Medico Tradicional, (La Habana: Pagina Regional, 1995), p. 4
Виктор Бетанкоурт  (Víctor Betancourt Estrada) кубинский Бабалаво, практик, исследователь традиции, управляющий “Letra del Año”  (предсказание на год),  его функция состоит в том, чтобы созывать пресс конференцию жрецов Ифа (Бабалао) на предсказание для будущего года. Он также член ЮНЕСКО, который выдвинул проблему о спасении потерянных традиций. С такой целью он создал проект — Ifa Ìranlówo на Кубе, что значит спасение Ифа и восстановление утерянных знаний. Виктор Бетанкоурт  считает, что у религии Сантерии на Кубе нет достаточной эффективности. В интервью “El poder de Olokún” кубинский Бабалао Víctor Betancourt Estrada отвечает на вопрос Rogelio Fabio Hurtado, как он оценивает многовековое присутствие на Кубе христианских религий и их влияние на африканские традиции такие как: абакуа, банту и йоруба? Бабалаво Víctor Betancourt Estrada отвечает следующее:    “Синкретизм деформировал первоначальную литургию и  создал внутренние проблемы. Часть разъединения внутри афро-кубинских культов была продуктом синкретизма. Мы преуспели бы в чистоте, если бы его убрали”.  Афро-кубинская религия отклоняется в поисках  обогащения, отсутствием этики, и проведения малоэффективных ритуалов и инициаций.  Он считает, что потеря эффективности афро-кубинской религиозно-магической практики вызвано потерей изначальных знаний древней африканской традиций Ифа (Ориша). Фрагментированное знание Ифа изначально на Кубе по причине малом обучении завезенных жрецов на остров во время рабства. В  Африке процесс обучения начинался с 7 до 14 лет, если этот этап заканчивается  удовлетворительно и старшие жрецы признают, что их ученик эффективно усвоил уроки, он проходит Ифа инициацию. Другой этап обучения начинался с 14 до 21 года. Поскольку в период рабства были выбраны исключительно молодые люди для работы на плантациях, Виктор Бетанкоурт  считает, что это были люди в возрасте 13 – 19 лет и по этой причине на Кубу не были завезены Бабалаво с соответствующим опытом и знаниями. (Источник  Conversacion con Victor Betancourt, La Habana, mayo de 2002).
В связи с такими проблемами в кубинской традиции Сантерия (Оша Ифа) Виктор Бетанкоурт решил:
1. Восстановить изначальные африканские церемонии и практику Ифа на Кубе.
2. Сбор Бабалао на каждый “Letra del Año”  (Предсказание на Год.)
3. Восстановление инициаций, которые были на Кубе с 1860-1939 г. Восстановление утерянных и изучение новых стихов Ифа.

 

Отличия кубинской Сантерии от западно-африканской традиции Ифа-Ориша

1. В западно-африканской традиции Ифа-Ориша нет первой церемонии вручения eleke (бусы-ожерелья Ориша) или как в кубинской Сантерии эту церемонию называют  «collares». На Кубе дают 5 ожерелий Ориша после “rogacion de cabeza” церемонии кормление головы (ори). Это не может быть африканской практикой Ифа.

2. В западно-африканской традиции Ифа-Ориша нет второй церемонии “воинов” или «guerreros» это вручение человеку святыню Эчу Элегуа, Огун, Очоси и Осун. Эта церемония является  нововведением на Кубе  прошлого столетия. В традиционной африканской практике Ифа-Ориша мы можем посвятить камень, который будет содержать силу Эшу.  Камень, содержащий силу Эшу, может быть дан вместе с одной  Рукой Ифа или Шефа инициацией известной на Кубе как Mano  de Orunmila. Человек может получить доступ к силе Огун если об этом говорит предсказание и он нуждается в защите этого Духа.   На земле йоруба не дают сразу  5 или 6 горшков Ориша. В африканской практике дается горшок Ориша  покровительствующий вам (и вы прошли посвящение в тайны этого Ориша) или рекомендованный получить священный объект того или  иного Ориша в ita предсказании при получении Ифа. Один из практиков на Кубе, такой как Victor Betancourt в прошлом веке, попытался вместо  новых кубинских церемоний посвящения ввести старые древние практики, которые исчезли в 1940 г. Он был подвержен критике. Находящиеся в Гаване практики не признавали старые практики посвящения.  The  Consejo de Sacerdotes Mayores Obases de Cuba, группа Ориате  принадлежащие ACY не признавали древние пути Ифа. Для них единственный приемлемый путь инициации в Оча (Ориша) традицию было дань новым последователям  santos reglamentarios   (стандартные святые),  это Ochun (Ошун), Chango (Шанго), Obatala (Обатала), Yemaya (Йемоджа) и иногда Oya (Ойя). После получения всех горшков Ориша (не забываем, что они стоят денег!) новы последователь или iyawo должен получить своего головного Ориша или других Ориша как определит padrinos  (буквально крестный отец в религии).  Источник  Various authors, “Informe del Consejo de Sacerdotes Mayores Obases de Cuba,” available from http://www.cecta.net/editorial.htm#informe, no date, internet; accessed 7 August 2009 

Как появились новые церемонии на Кубе можно прочитать в документе последователя Сантерии  Miguel Ramos «Ladivision de la Habana: Territorial Conflictand Cultural Hegemonyin the Followers of Oyo Lukumi Religion, 1850s–1920s» который дает нам исторические факты конфликта и изменение традиции Ифа-Ориша на Кубе. Полная версия на английском языке  здесь

3.  В Африке Iyemoja (Yemoja – Йемоджа или Йемайя) — божество реки, а не моря. У Iyemoja есть ее собственная река в Нигерии, которую называют «Odo Oogun”. Olokun — божество океана и морей. И Olokun поклоняются как женщине во многих регионах Африки. На земле Edo (город Бенин в Нигерии) Олокун является мужским духом.  В западно-африканской Ифа-Ориша традиции сохранены полные посвящения  в таких Ориша как Obaluwaye, Oba, Aganju, Osumare, Iyewa, Oduduwa, Olokun и многих других. Aganju или Agayu (также известный как Agallu) является очень сильным божеством известным как отец Шанго. В начале двадцатого столетия практики Ocha-Ifa (Сантерия) в Гаване прекратили инициировать напрямую людей в Agayu (Aganju) если у них был идентифицирован этот  головной Ориша. Вместо проведения этой инициации кубинцы выдумали свой метод  проведения церемонии — посвящения через Шанго  (Источник Natalia Bolivar Arostegui, Los orishas en Cuba (Havana: Ediciones Union, 1991).

Хотя в течение двадцатого столетия в  Матанзасе люди могли напрямую получить посвящение в этого Ориша без участия Шанго.  Относительно Олокун посвящения. Кубинцы предполагают, что как и с Agayu, Олокун слишком сильное божество для практиков, чтобы быть в него посвященным, а это еще один факт отхождения от  изначальной африканской практики Ифа-Ориша. Вместо прямого посвящения в тайны Олокун кубинцы пошли пять в обход. Если у человека был идентифицирован головной Ориша  Олокун (Orisha cabecera) то человека инициировали вместо Олукун в Йемоджа. (Источник  Brown, Santeria Enthroned, 136).

Таким образом, насколько благоразумно получать посвящение в Сантерии если нет никаких гарантий в тех инициациях, которые вам необходимы по судьбе, а не которые были сохранены? Из более чем 200 Ориша,  признанных в африканской практике Ифа-Ориша, только двадцать четыре были идентифицированы в двадцатом столетии в кубинской Ифа-Ориша (Сантерия-Лукуми-Оша Ифа) традиции.

4. Барабан бата не единственный музыкальный инструмент для Ориша. Существует многообразные инструменты для каждого Ориша: igbin для Обатала, agree Огун и  Ошоси и другие инструменты.

5. Отличие в литургическом языке. Изначальный литургический язык традиции йоруба Ифа’Ориша подвергся изменению в Сантерии. Дело в том, что трудно разобраться со значениями слов йоруба в традиции Сантерия, которые были искажены входе времени. Язык накотором проводят ритуалы в Сантерии это смесь искаженного языка йоруба и испанского. Изначальные орики (ORÍKÌ — инвокации Ориша в западно-африканской традиции Ифа) в Сантерии превратились в rezo (слово в переводе с испанского языка означает  — молитва).  Не составит особого труда заметить остатки изначального текста Ифа в традиции Сантерии и не возможно не заметить явные изменения и потерю оригинала. Почему я заостряю внимание на данном явлении, потому что слова йоруба являются важным ключом в практике Ифа’Ориша. Практикующие восточные практики это поймут.

Один из вариантов rezo к Элегба (Элегбара) из традиции Сантерия и тот же текст, но в изначальной форме почтения Ориша традиции Ифа называемый Орики.

Сантерия:  Rezo Elegua (Elegba, Elebara)

larolle Akilello agure Tonto Omo Akagura Achagura Acama Sese Are Letuse Abanunda Omo Baba Ocole Afofo Ninitoni Canofoomo Oro GUin Alloina Alalliqui Ayuba Maferefun Maferefun ElegguaAlarolle Aquileyo Aguro Tenteonu Apagara Acama Sese Areletuse Abamula Omo BataOcolo Ofo Oculoñiñi toni Canofo Omo OrogunOllona Alayiqui ayuba 

(Текст из Сантерии не имеет перевода и смысла, это не язык йоруба, это набор звуков)

Изначальный текст сохраненный до сих дней в западно-африканской традиции йоруба Ифа’Ориша, Орики к Эшу Элегбара:

ORÍKÌ ÈSÙ ELEGBARA

La royo aki loyo. Aguro tente lonu. Apa Gunwa. K’a ma sese are’le
tunse. Oba mule omo bata. O kolo ofofo. O kolo òni ni. O kolo to ni
kan. Ofo omo ro Ogún olona. Alajiki a júbà. Ase.

Как я думаю, не составит особого труда каждому провести некоторые поверхностное сравнение текстов для обнаружения явного искажения изначального сакрального текста йоруба. В тексте из Сантерии начало «larolle Akilello…, что такое Akilello? Какой это язык? Насколько он исказился от изначального «La royo aki loyo… изначальный текст имеет перевод, но не akilello и многие другие слова. Или концовка из Сантерии призывания  »Alayiqui ayuba» это что? На йоруба будет Alajiki a júbà, что означает мы приветствуем тебя разворачиваясь спиной. Возможно кого устраивает произносить слова без смысла, эти инвокации подойдут, но есть закон, что призываете, то и приходит.

6. Не является табу после Ориша инициации в Африке, чтобы человеку сделали шрамирование или тату. Наоборот, многие Оду Ифа, так и Ориша оракул (erindinlogun 16 каури)  сообщает о необходимости сделать шрамирование или тату для защиты, успеха  и т.д. Шрамирование в западно-африканской практике Ифа и Водун происходит благодаря очень маленьким надрезам, как правило делают тонким лезвием и затем засыпается магический порошок который будет приносить владельцу необходимые функции.

6. В африканской традиционной практике, не является «необходимым» использование рек в течение Ориша или Ифа инициации.

7. Не распространено так же в Африке давать в приношение табак и курить табак для Ориша. В некоторых случаях Ифа или оракул Ориша (Eerindinlogun) могут рекомендовать индивиду курить табак или использовать это как ладан для преуспевания или привлекать положительный дух, но невозможно сдувать дым табака ни на одно из представлений силы Ориша. Также табу  курить около священных объектов Шанго, Бабалуайе и Эгунгун.

8.  Прошедшим Шанго инициации не запрещено есть красную еду.  В дни поклонения Шанго в Африке  последователи  этого Ориша надевают красную одежду,  и это не является для них табу, как принято в Сантерии. Так же  табу не является для  детей Шанго употребление в еду красных яблок.

9. В Африке предсказание  на Oosa/Eerindinlogun  («предсказание на 16 каури») выполняется под покровительством Ориша жреца, а не с использованием каури Элегба и чтением всех 256 Оду.

10. Очень большие различия в проведении церемонии Ифа, а именно Ebo de Opon, важных жертвенный церемоний. Но, если инвокации утратили изначальную информацию, то трудно сказать о результатах. На этом не исчерпывается список отличий.

7. Осун который дается на Кубе в церемонии «воинов” или «guerreros» не имеет ничего общего с африканским жезлом Осун (Ифа). Во всех регионах которых я был, начиная с Оде Ремо, Ойо, Иле Ифе и до Бенин сити таких жезлов нет и никогда не было, так мне сказали  жрецы которым было 98 лет. Западно-африканский Осун Ифа — является жезлом на который можно опереться Бабалаво, также этот же Осун защищает жреца от любого вида разрушительных энергий. Осун — жезл Ифа используется во время полной Ифа инициации Тэфа. Комплект который дается с «воинами» на Кубе не является Осун, он не несет никакой энергетической подоплеке, о которой могут знать практикующие жрецы Бабалаво. Если поездить по храмам Ифа от города Иле Ифе до Бенин сити то никто из Бабалаво не поймет вас, что вы от них хотите, если вы покажите им такой кубинский Осун как на фотографии ниже.

Кубинский Осун Ифа

Однако, из разговоров с некоторыми старыми Бабалаво из Кубы, они помнят время, когда жезл Osun не давали вместе с «воинами». Желающие найти эту информацию, почитайте труды антропологов по данной теме. Но, неоспорим доказательством для меня это имеющиеся стихи из Оду Ифа которые сообщают, как должен изготавливаться реальный жезл Ифа или Осун. Относительно этой темы, есть различные жезлы для каждого Ориша.

Западно-африканский Осун Ифа (жезл Бабалаво)

 

 

 

 

 

 


Один комментарий: Сантерия — отличие от западно-африканской традиции Ифа (Ориша) (часть 1)

  1. Oro говорит:

    Единого мнения относительно правильности церемоний, ритуалов, посвящений на Кубе нет. На Кубе 2 лагеря:
    1. Кубинцы которые восстанавливают чистую африканскую практику Ифа.
    2. Кубинцы которые не хотят слышать, что Ифа родилась в Африке. Это абсурд, но факт. Классический пример, этих не совсем умных людей можно найти почти везде в сети Интернет, кто поливает грязью любого традиционалиста. Многие источники сообщают на Кубе религия превратилась в бизнес и некачественный уровень обучения и посвящения. Вы можете это прочитать во многих источниках в том числе и статье «Развитие религиозного туризма в Гаване и меркантилизм. Автор Kali Argyriadis.

    «El turismo cultural,que se nutre con profusión del tema afrocubano,se ha desarrollado conside-rablemente en Cuba en esta última década.Paralelamente,un número creciente de visitantes ex-tranjeros viajan a la isla con el propósito de adentrarse al mundo de las llamadas religiones deorigen africano (santería y palo-monte).En el dificil contexto económico actual éstas se han con-vertido hoy en día en uno de los medios lucrativos más seguros para mejorar la situación mate-rial de muchos cubanos,lo que genera toda una serie de críticas en varios niveles de la sociedad».

    Victor Bettancoutr
    Что интересно, Виктор Бетанкоурт (Víctor Betancourt Estrada) кубинский Бабалао и исследователь традиции, управляющий “Letra del Año” (Символ Года) его функцией состоит в том, чтобы созывать пресс конференцию жрецов Ифа (Бабалао) на предсказания для будущего года. Он также член ЮНЕСКО, выдвинул проблему о спасении потерянных традиций афро-кубинских религий, с такой целью создал проект Ифа Ìranlówo на Кубе, что значит спасение Ифа и восстановление утерянных знаний. Виктор Бетанкоурт считает, что у религии на Кубе нет достаточной эффективности.
    Афро-кубинская религия отклоняется в поисках обогащения, отсутствием этики, и проведения малоэффективных ритуалов и инициаций. Он считает, что потеря эффективности афро-кубинской практики вызвано потерей изначальных знаний древней африканской традиций Ифа. Причины потери следующие:
    a) Фрагментированное знание Ифа изначально на Кубе по причине малообученности завезенных жрецов на остров во время рабства.
    В Африке процесс обучения начинался с 7 до 14 лет, если этот этап заканчивается удовлетворительно и старшие жрецы признают, что их ученик эффективно усвоил уроки, он проходит Ифа инициацию. Другой этап обучения начинался с 14 до 21 года. Поскольку в период рабства были выбраны исключительно молодые люди для работы на плантациях, Виктор Бетанкоурт считает, что это были люди в возрасте 13 – 19 лет и по этой причине на Кубу не были завезены Бабалаво с соответствующим опытом и знаниями. Отсюда и фрагментированность знаний кубинских жрецов. Так например, мало кто знает о церемонии Метка Свободы для Бабалаво достигшего определенного уровня в практике Ифа.

    В своих статьях и книга Виктор Бетанкоурт пишет: Hay muchos rituales y conocimientos en Nigeria que no llegaron a Cuba… Есть много ритуалов и знаний в Нигерии, которые не были завезены на  Кубу….

Комментарии запрещены.