Эшу — Владыка Перекрестка — Эшу Одара — Элегбара

Эшу страж врат Мира Духа —  Esu olotoju enu ona Orun

Легба в традиции Водун (Бенин) его называют божественным лингвистом, понимающим все языки мира. Эшу интерпретирует желание богов людям, он кто несет желания людей богам. Опекун перекрестка, фаллический бог плодородия, владелец того неуловимого, мистического порога, который отделяет божественный мир от обыденного.
День Эшу: Ojo abameta (суббота).
Цвета: Красный (pupa) и черный (dudu); белый (funfun) и черный (dudu).
Управляет: Коммуникациями, охранник дома, входами и перекрестками, сексуальной потенцией и любой магией. Он защищает от деструктивных духов (ajogun) и атак сил Ведьм (Aje eleye).
Eewo (Табу): Куры, adin (черное масло).
Приветствие: Laaroye!
Местоположение Эшу: В большинстве городов Западной Африки, камни (святыни) посвященные Эшу расположены вне дома. По причине того, что именно Эшу защищает людей, живущих в доме, от разрушительных сил. Йоруба верят, что смерть приходит через входную дверь, а болезни входят через черный ход. Именно поэтому Эшу ставят охранять дом от различных ajogun (разрушительные силы) снаружи не только возле входной двери, но и у черного хода. Безусловно, есть определенные
святыни Эшу, которые находятся в доме Бабалаво, жрецов Эшу и последователей Ифа и Водун (Вуду) традиций.
Олодумаре призвал первого из богов и сказал: — таинственный, высший среди богов, все Ирунмоле/Ориша будут смотреть на вас. Поскольку сегодня я даю вам окончательную власть Аше (духовная/мистическая сила), с которой вы будете управлять всем. С Аше вы проявите мою Власть, а я умножу вашу Силу. С Аше должен отозваться эхом ваш голос моих мыслей. Независимо от того, что вы желаете сделать, будет сделано. Ваше простое желание — абсолютная команда. Куда вы направите ветер – туда будет дуть ветер. Где вы пожелаете, там будут течь реки. Только потому, что вы что-то хотите, это будет так! Будьте свободны, используйте свой талант в пользу всех, и к славе моей власти. Так Эшу стал владельцем
Аше. Прежде, чем появилось время и пространство, перед началом жизни, был Олодумаре (Создатель), кто осуществлял контроль над всеми Ирунмоле/Ориша. Тогда еще не существовало ни темноты, ни света. Безграничное царство Небес стало местом Создателя и Ориша. Они были все равны. Не было никакого лидера. Они управляли всем предсозданием, используя силу Oro или Слово. Олодумаре и Ирунмоле/Ориша благодаря Oro создали Время и сердце жизни начало биться.
Вслед за Временем они создали Тьму, а затем Создатель, Ирунмоле/Ориша произнесли: «Из Темноты, должен появиться Свет»! И из сердца Тьмы вырвались бесчисленные лучи ослепительного Света. Создатель и другие Боги признали красоту Мира. Тогда они сказали, вы  утренний Свет или Peregede, Мать Сумрака. Из темноты, вы рождены и должны циклически возвращаться назад, чтобы быть ежедневно рожденными заново. Боги создали Небо на Земле, используя туман их
дыхания, они создали дождь, который превратился в ливень. Вскоре на лице Земли появились океаны и моря. Олокун (Бог Океана) из Мира Духа отправился на Землю. В то время не было суши, было одна вода. Олодумаре, Ирунмоле/Ориша выпили воды, они сказали, что это жидкость Жизни, противоядие ко всему злу. И вода стала самой важной жидкостью на Небесах и Земле. Затем Боги решили распределить свои полномочия среди всех, чтобы Создатель смог удалиться и вмешиваться в дела Жизни только в чрезвычайных случаях. Олодумаре тогда дал Аше Эшу и он проглотил эту Силу. Он также дал ему Ogo (жезл), деревянные фигуры, украшенные каури, костями, бусами, драгоценными камнями.
Основной принцип Эшу, это его вседозволенность и вездесущность в любом его проявлении. Будь это проведение церемонии, общение с Ориша, Эгунгун или другими духами, Эшу будет присутствовать рядом всегда и без его помощи невозможно пройти врата, ведущие в мир Духа. Обойтись в африканской традиции без Эшу – это все равно, что стучаться в закрытую дверь, потому что он является Божественным Вестником, посланником и исполнителем в одном лице, открывающем
Дороги и участвующем во всех церемониях жертвоприношений. Его правосудие порой крайне жестоко, а помощь может быть коварна. Но если в практике с Эшу вы придерживаетесь традиционных правил, то общение с Эшу может стать для вас хорошей поддержкой и зашитой. Считается, что Эшу Обасин или Одара прибыл из Мира Духа на Землю, чтобы быть свидетелем всех предсказаний, которые выполняет Орунмила. И поскольку Эшу владелец силы или Аше он также проявляет все работы, которые делает Орунмила.

Главный инструмент Эшу для благословения людей называют Ado Isubi-Isure — тыква, имеющая две стороны. Одной стороной тыквы он может указать на любого и благословить, а другой стороной вымыть самого себя от человека, кто отказался жертвовать. Таким образом, открыв путь разрушительным силам (Ajoogun) для разрушений в жизни человека. Двойственность Эшу уникальна. Он единственный Бог из пантеона, кто сочетает в себе одновременно существующие в нем и проявляющиеся в материальном мире противоположности: он всегда может превратить лучших друзей во врагов и находится одновременно в двух враждующих лагерях. Для достижения успеха в запланированных начинаниях, для решения проблем, стоящих на пути к целям, для открытия дорог к материальному достатку, гармонии, удаче – обращаются к Эшу. Но сам Эшу – это еще и разрушение, замешательство, болезни, потери, борьба, и благодаря этой части его природы он имеет статус Лидера Ajoogun (Разрушительные Силы). Его проявления – это каждый аспект нашей жизни, в которой наравне со взлетами существуют и падения.  A ki í lówó lái mú t Èsù kúrò. A ki láyo lái mú t Èsù kúrò, что означает, никто не станет богатым без почтения Эшу. Никто не достигнет счастья без первой жертвы и восхваления Эшу. Esu olotoju enu ona Orun, что означает Эшу страж ворот (входа) в Мир Духа. Эшу сообщает обо всем Орунмила (Бог Знаний) и считает его своим Отцом.

Камень yangi (латерит), наиболее фундаментальное и возможно самое древнее представление Эшу в физическом мире. Камень должен пройти специальную церемонию, чтобы он содержал аше (магическая сила) Эшу. Камень, освященный в церемонии и наполненный духовной силой Эшу, становится не только символическим олицетворением божества, но и порталом для связи с духами, богами и Создателем. В традиции Ифа и Водун (Вуду) определенным образом изготавливаются горшки, которые становятся обителью того или иного божества (Ирунмоле/Ориша). Божеств также могут символически представлять вырезанные из определенных пород дерева или статуэтки из металла. Бабалаво и другие жрецы знают специальные заклинания, процедуры и процессы фиксации мистической силы  Эшу в камне. Эшу имеет различные дороги (ona), которые призывают для определенных целей — в традиционной африканской практике Ифа существует много аспектов Эшу как положительных, так и отрицательных в общей сложности их более 256.  В каждом Оду Ифа есть свой Эшу.  Для создания каждого аспекта Эшу существует определенный ритуальный процесс, в котором применяются определенные заклинания, травы, камни, глина, кости, каури, жертвенные животные и много-много других материалов в зависимости от дороги Эшу и Оду Ифа. Все эти процедуры помогают зафиксировать в физическом мире тот или иной силовой аспект Эшу. Так например, Эшу Элегбара в Африке создают не только из камня, но и из глины, из которой лепится голова, которая содержит свой секрет или Аше. В эту голову вставляют ракушки каури, символизирующие рот, глаза и уши. Так же голова обязательно должна быть украшена определенными перьями и предметами. Читать больше «Эшу — Владыка Перекрестка».

Если у Вас есть вопросы, можете смело их задать мне на моей странице  facebook

«Путь Ифа», Винсент Вайт, ISBN: 978-5-88875-134-3