Эшу Элегбара, Эшу Одара, Эшу – Хранитель Силы ( часть 3)
Для создания каждого аспекта Эшу существует определенный ритуальный процесс, в котором применяются определенные заклинания, травы, камни, глина, кости, каури, жертвенные животные и много-много других материалов в зависимости от дороги Эшу и Оду Ифа. Все эти процедуры помогают зафиксировать в физическом мире тот или иной силовой аспект Эшу. Так например, Эшу Элегбара в Африке создают не только из камня, но и из глины, из которой лепится голова, которая содержит свой секрет или Аше. В эту голову вставляют ракушки каури, символизирующие рот, глаза и уши. Так же голова обязательно должна быть украшена определенными перьями и предметами.
Эшу Авуре мы изготавливаем для привлечения изобилия, и есть много методов фиксации силы этого аспекта Эшу в физическом мире. Существует сотни вариантов изготовления этого аспекта Эшу.
Эшу Иджа — воинственный аспект, который обязательно накажет недоброжелателей. Также есть очень много разынх методов от простых до архисложных процедур фиксации этой силы в камне.
Некоторые из многочисленных аспектов Эшу (их более 256):
1) Эшу Оро — Силы слова
2) Эшу Игбоду — Хранитель святыни и места для инициаций
4) Эшу Исери – Эшу трав
5) Эшу Гого — Эшу Божественного Правосудия. Платы и справедливости. Для прекращения конфликтов
6) Эшу Вара — Личных взаимоотношений
7) Эшу Одара — Связан с Орунмила. Защищает от разрушительного воздействия eleye (Ведьм-Iyami-Aje)
8). Эшу Эбо — Эшу жертвоприношений
9). Эшу Элекун – Леопард
10). Эшу Аровоже — почитается вместе с Олокун (Бог Океана)
11). Эшу Элегбара или Алагбара — Эшу Силы или Сильный Человек.
Как сказано в Оду Òwónrin-Òsá, Elégbárá kiisá lojo ijà, что означает, Элегбара никогда не пропустит день битвы. Стих из Оду Ògúndá Iretè подтверждает функцию Эшу (Элегбара), как посланника между людьми и Богом. Adeja komo ibi okun timu omi wa, Ofidan komo ipile se Osa. A difa fun Elegbara tioni kiwon mu gbogbo inkan wa be oun, ki oun baa le gbe ebo won de orun. Orunmila ni bawo li Elegbara tise maa fihan won ninu aye pe ebo wonde orun? Elegbara dahun, o ni, eniti ebo re ba da (dariire wa tabi dari ibi kuro) a mope ebo oun de orun. Bi awon omo araye tikoirubo ri ba rubo tan, kiwon maawipe. Ebo mi de okun, o de osa. A da. Eniti o ba ti nrubo ri ti ebo won ti nda niiwipe: Ebo mi de Orun. Won niki Elegbara rubo ki omo araye le gbo tire.
Перевод:
Рыбак не знает, откуда берется в море вода, и не знает о происхождении лагуны. Предсказание Ифа для Элегбара, которому было сказано, что людям следует предлагать ему многое, тобы он отнес жертву на Небеса. Орунмила спросил Элегбара, как он даст понять людям, что их жертва была принята. Он ответил, что человек будет уверен, что его жертва принята, если будет принята жертва Эшу, то есть его собственная часть. Когда люди, которые никогда не предлагали жертву, делают это, они должны сказать: «Моя жертва достигла моря и лагуны». Жертва будет принята. Тот, кто уже предлагал приношения, должен сказать: «Моя жертва достигла небес». Элегбара было сказано предложить жертву, чтобы люди мира подчинялись ему.
Другой стих из Оду Irosùn Ogunda сообщает, O ni bi awon omo araye base‘bo tan, ti won tu erutan, ki won wipe ki Elegbara jowo ba won gbe ebo de odo Olodumare, что означает, если люди предлагают жертвы, им следует попросить Элегбара отнести их к Олодумаре (Создатель).
12) .Эшу Эмалона – Эшу дорог
13). Эшу Ларойе призывается для почтения Ориша Ошун — тайна плодородия
14). Эшу Ананаки связан с Предками (Egun)
15). Эшу Окобуру — злая дубина. Для восстановления справедливости
16). Эшу Огбо – управляет прошлым, настоящим и будущим
17). Эшу Ираншэ. Для защиты и наказания. Эшу Ираншэ изготавливается из особого камня. Остановить же разрушительные проявления воинственных аспектов Эшу может не каждый жрец традиции
18). Эшу Игбоду. Эшу помогающий в процессе проведения инициаций.
Во время Создания, Олодумаре использовал силу известную как Аше. Точная копия этой силы была дана Эшу Одара в его ведение. Согласно учению Ифа, наша Вселенная находится в постоянном движении и обновлении посредством поддерживающих ее женских и мужских принципов, которые дополняют друг друга, создавая тем самым дуальность и общий баланс на Земле. Свет и темнота проявляются из невидимой Вселенной, называемой имоле, что означает Дом Света. Невидимый Дом Света содержит вещество, перемещающееся между двумя силами, преобразовывая духовный потенциал в физический мир. Эту силу, находящуюся в постоянном движении называют Аше. Слово Аше с космологической точки зрения означает динамический принцип создающий Жизнь. Эшу Одара является хранителем и распределителем Аше по всему Мирозданию. В священным Оду Оше Авурела установлен основной Закон в Мироздании: обмен — между людьми и богами; между Небом и Землей и главную роль в этом процессе выполняет Эшу — Божественный Вестник. «Bi a ba rubo, ki a mu t Esu Kuro», что означает «Независимо от того, кто получит жертву, часть её будет принадлежать Эшу», это неизменное правило традиции йоруба Ифа и Эшу следит за теми, кто выполняет, а кто игнорирует жертвы другим Ирунмоле (духам). Как правило, все стихи Ифа, сообщают о том, как божественный вестник Эшу поддерживает порядок, наказывает людей, не дающих жертвы предписанные жрецами, и вознаграждает тех, кто их совершает.
Оду Iwòri-Ogúndá подтверждает это: Iwowotiriwo li o difa f‘Oloba, A nfi ojo odun re da orunni. Won niki o ru: Eku mewa, eja mewa ati egbewa owo kio bale ri aye odun re. Oloba ko ko ru. O ni oun nyara lo sinu igbo lo pa eku wa. Oloba de inu igbo tan, Esu diil’oju kom’ona bowa’le mo…
Перевод:
Iwowotiriwo выполнил предсказание Ифа для Oloba, у которого через пять дней должна была состояться годовщина его периода удачи и радости. Ему был дан совет предложить 10 крыс, 10 рыб и 2 000 ракушек каури, чтобы у него было время отпраздновать свой фестиваль. Oloba отказался совершать жертвоприношение. Эшу заблокировал его видение так, что он не мог найти дорогу домой…
Эшу осуществляет божественное правосудие — награждает и наказывает. Эшу глаза, слух и присутствие Олодумаре (Создатель). Он так же динамика каждого процесса в жизни. Существует множество историй (itan) описывающих характер Эшу, рассмотрим одну из известных, а именно о дружбе двух друзей. Стих из Оду Ивори Офун сообщает: «Owon so ibi di ire agba lo da’fa fun ogejan, elegbe Ifá. Owon so ibi di ire on li o da inu aye on li o ko gbogbo ire wa inu aye, oran ti ko ba dara ehin ni da si. Nigbati Esu gbo pe awon ore meji so pe awon ko ni ja lai-lai nigbana ni Esu lo da fila aliawo apa kan fun-fun, apa kan si dudu; o si lo koja larin awon meji ore, o si da ija sile larin awon».
Стих говорит о двух друзьях, которые пришли к Бабалаво, для Ифа предсказания. Дух через оракул Ифа сообщил Бабалаво, что для сохранения дружбы нужно предложить жертвы. Друзья настолько были уверены, что их отношения никто не сможет разрушить, что решили отказаться от совета Бабалаво и в конечном итоге отказались жертвовать. Эшу узнал об этом и решил проучить тех, кто отказывается предлагать жертвы. Эшу надел шляпу с одной стороны она была цвета funfun (белая), а с другой dudu (черная) и прошел между участками земли двух друзей. Один друг решил, что прошел человек в белой шляпе, тогда как другой был уверен, что шляпа была полностью черной. Вечером того дня Эшу прошелся еще раз между двумя друзьями, но предварительно вывернул свою шляпу на изнанку, имеющую красный цвет. После того, как он прошел, друзья отчаянно стали спорить между собой, доказывая свою правоту, окончив спор дракой. В этой истории Эшу проявляет свою основную функцию трикстера.
Традиция учит нас, консультироваться регулярно с Бабалаво и оракулом Ифа, чтобы достичь гармонии и успеха в жизни. Стих из Оду Òkànràn méji подтверждает это:
«Osunsun—igbo—yi—kos‘oje, Oburokos‘eje
li o difa fun Sakoto nigbi oun mi lo silu Owa
Won niki o ru
Eyele, ago-ala, agutan ati akara meta
O gbo o ru
Awon babalawo ni: Akara naa, jije niki
O je won, ki o ma se ko won fun Esu
Bi o ti nlo, o ko akara
naa l’owo O de iwaju Esu kini
O na owo akara kan sii
O ni bi oun ba mu akara yi fun un
Esu naa yoo fi eji pa oun de ilu Owa
O fi akara naa s’enu o jee
Bi o ti nlo, o pe o tun de idi Esu
keji o na owo akara keji sii,
Otun wi bi o tiwi nidi esu kinni,
O ki akara naa s’enu o jee.
O tun de idi Esu keta ni kete ki oun
too yo si ilu Owa
O na owo akara eketa si Esu naa
gegebi oun tise ni akokobere.
O si je akara naa.
Esu wa binu wayi o, o si fi eji (ojo)
paa titi oun fi de ilu Owa
Awon ara ilu Owa wa mu Alejo yi
Won fi joba.
Awon Awo naa ti so fun won tele ni
Ilu Owa pe
Eniti o nbowa le’ye. Eji li o maa paa wo ilu.
Перевод:
Osunsun-igbo-yi-kos’oje, Oburokos’eje
Предсказание Ифа для Шакото, когда он собирался отправиться в город Owa. Ему было сказано предложить голубя, овцу и 3 печенных.
Он слышал и совершил жертвоприношение. Бабалаво посоветовали ему есть печенное и не давать их Эшу. Когда он отправился в путешествие, то взял пирожные с собой. Когда он встретил первый раз Эшу, то сказал: «Если я дам вам печенное, вы сделаете так, чтобы дождь бил меня, прежде чем я попаду в город Owa». После этого он съел печенное и продолжил путь. Когда он встретил второй раз Эшу, то спрятал руку с печенным, сказал то же самое, что и при первой встрече с Эшу, а затем съел печенное. То же самое он повторил с при третьей встрече с Эшу. Разгневанный Эшу заставил дождь бить Шакото прежде чем он добрался до города Owa. Бабалаво предсказали, что человек, который станет следующим королем города Owa, прибудет весь промокший из-за дождя. Жители города Owa сделали этого промокшего незнакомца своим королем».
Стих из Оду Osa-Esu сообщает, что именно Эшу первый увидел силы ajogun (разрушительные силы) которые направились на Землю атаковать людей. Эшу предупредил об этом Орунмила (Ифа) и с тех пор Эшу относит жертвы силам разрушения также как и богам (Ориша).
Каждый Опон (доска для предсказания Ифа) в вершине содержит изображение Эшу как свидетеля процесса предсказания и наблюдения за клиентом. Эшу сидит на перекресте жизни, создавая для нас различные вызовы и препятствия, благословения или проклятия. Если мы демонстрируем мудрость, которая прибывает от Орунмила (Ифа), Эшу позволит нам жить в мире, и находится в высшей гармонии с Создателем, как сказано в Оду Òtúrúpòn-Òwónrin, Esu konii ba ayo won je o — что означает «Эшу не будет вредить их счастью». И наоборот, без мудрости Орунмила, Эшу ослепляет нас, создавая хаос, потери, болезни, борьбу и замешательство.
Отрывки из восхвалений/призываний Эшу
Alágogo ijà ni orúko ìya npè é
Перевод:
Владелец гонга, который объявляет поединки.
A s‘otun, s‘osi la i ni’itiju
Перевод:
Кто гордится двурушничеством.
Paa paa wara
Перевод:
Быстрый и непредсказуемый.
Èsù Oro ohun olohun ni ima wa kiri.
Голос Эшу можно услышать везде.
Okunrin kukuru bi ikú.
Перевод:
Быстрый, как смерть.
O belekun sun l’eru o b’elekun o.
Перевод:
Его дыхание наводит страх.
Agbani wa oran ba ori da.
Перевод:
Он преобразовывает сознание.
Ajibike, owuru ja s’ogun, isele, afaja b’Òrun be enia eleti gbofo, gb’aroye.
Перевод:
Он приветствуется вначале, исцеляющий эффективнее любого лекарства. Владелец Дорог и Стадий Жизни. Он находится везде, видящий и слышащий все.
Okunrin dede de be Orun eba ona.
Перевод:
Открывающий дорогу с Небес.
Получить свою святыню Эшу, а также Эшу для защиты, победы, денег
Опубликованные на сайте www.vincentwhite.ru материалы являются собственностью в соответствии с Законами «Об авторском праве и смежных правах» и «О средствах массовой информации». Авторское право на эти материалы принадлежит их автору. При распространении материалов сайта, ссылка на источник обязательна ww.vincentwhite.ru © Copyright 2000-2018, Vincent Whitе, All Rights Reserved.